14 – 27 августа — Успенский пост

Размещено Авг 14, 2018 в Новости | 0 комментариев

3639283.a

Каждый раз, готовясь к посту (или уже начав его), мы рассчитываем свои телесные силы, если нужно – берем благословение на послабления по немощи, и, самое главное – стараемся наметить какие-то духовные вершины, достижение которых и является главным содержанием любого поста.

Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели, с 14 по 27 августа. Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.

Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас».

Успенский пост не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты: рыба разрешается только на праздник Преображения Господня (19 августа), в понедельник, среду и пятницу полагается сухоядение, во вторник и четверг – горячая пища без масла, и только в субботу и воскресенье дозволяется горячая пища с растительным маслом. До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи, в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной, более питательной и употребление пищи постной, менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях. И Великий, и Успенский посты особенно строги к разного рода развлечениям.

По слову аввы Дорофея, «мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком… поститься и глазами, то есть не смотреть на суетные вещи, на давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха… и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела». Делающий так может надеяться на то, что путь его поста будет верным, и в конце он увидит в себе не утомленное тело, озлобленную душу и остывшее сердце, но духовному зрению его откроется до того сокровенный смысл праздника Успения.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *